1. Образовательная деятельность

2017 год

За 9 месяцев 2017 года в Региональном  центре обучения было проведено 29 курсов и семинаров,  в которых прошли переподготовку и повышение квалификации  923 государственных служащих.  В том числе   было обучено 805- из местных исполнительных органов, 118 — с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов.

На 8 курсах переподготовки было обучено всего 260 государственных служащих, в том числе 230 — из местных исполнительных органов,  30 — с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов.

На 21 семинарах повышения квалификации было обучено всего  663  государственных служащих, в том числе 575 — из местных исполнительных органов,  88 — с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов.

Также, в этом году  было проведено 8 внеплановых семинаров  повышения квалификации. В  том числе:

—  В период 22 мая – 21 июля 2017 года проведено 5   семинаров  повышения квалификации на тему: «Бюджетные процессы и управление коммунальной собственностью» для  акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов  и их сотрудников.  Участники — всего 142 государственных служащих — из местных исполнительных органов повысили уровень профессиональных компетенций, в сфере разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета,  освоили нормативно-правовую основу управления коммунальной собственностью.

— С 11 по 15 сентября 2017 года прошел 1 семинар повышения квалификации государственных служащих для специалистов Администратора судов по Актюбинской области, Канцелярии районных и приравненных к ним судов на тему:  «Лидерство и этика на государственной службе». Участники семинара расширили знания о духовно-нравственных аспектах профессиональной деятельности и этики управления, позволили сформировать упорядоченные знания и навыки о ролях этики и имиджа в совершенствовании корпоративной культуры, улучшении морально-психологической атмосферы в коллективе, в развитии личностных и профессиональных навыков государственного служащего.

— В этом году проведено 2 специального семинара для специалистов департаментов статистики Актюбинской и Костанайской областей с 26 по 28 сентября по теме: « Теория вероятностей и математическая статистика. Основы обработки статистических данных» и                  с 24 по 26 октября по теме: «EXCEL – анализ данных, обзор». Специалисты департамента статистики ознакомились с возможностями использования теории вероятности и математической статистики и в практике работы научились выполнять    практические упражнения с применением теории вероятностей и математической статистики, с применением многомерных статистических методов обработки и анализа данных в MS Excel.

2016 год

В 2016 году в центре  прошли переподготовку и повышение квалификации 1234  государственных служащих, что на 120 человек больше по сравнению с 2015 годом.

Были проведены 12 курсов переподготовки и 21 семинаров повышения квалификации.

1.Переподготовка административных государственных служащих корпуса «Б»

Курсы переподготовки государственных служащих в 2016 учебном году проводились согласно плану-графику, утвержденному директором центра  и согласованному с департаментом АДГСиПК РК и аппаратом акима области.

Содержание программ дисциплин в учебных планах курсов переподготовки составлялся согласно Требованиям к образовательным программам переподготовки государственных служащих.

К учебным модулям, составленным с учетом потребностей государственных органов, раскрывающим профессиональные управленческие компетенции государственных служащих, относятся:

  • Личная эффективность руководителя;
  • Стратегическое и бюджетное планирование;
  • Управление персоналом в государственных органах;
  • Технологии политического менеджмента;
  • Управление проектами;
  • Управление экономикой в Республике Казахстан;
  • Социальная политика;
  • Антикоррупционная политика.

Общий объем учебной нагрузки по каждому курсу составил 120 академических часов.

Учебные планы курсов переподготовки государственных служащих дифференцированы по двум уровням:

1) для государственных служащих, впервые назначенных на руководящую административную государственную должность корпуса «Б»;

2)  для впервые поступивших на административную государственную службу корпуса  «Б».

На 2016 год по данным департамента государственной службы и противодействию коррупции потребность в переподготовке госслужащих местных государственных органов составил 295 человек.

Формирование контингента слушателей на каждый курс производился по анкетам-заявкам, представленным службами управления персоналом государственных органов.

По итогам года выполнение плана-потребности  переподготовки  государственных служащих корпуса «Б» составил 95,9 % (в 2015 г – 106,5%).

В процессе формирования контингента слушателей из государственных органов поступает большое количество анкет–заявок,  не соответствующих требованиям отбора.  В соответствии с правилами прохождения курсов переподготовки, утвержденным Указом за №152 от 29.12.15г на курсы переподготовки должны направляться госслужащие не позднее  6 месяцев со дня назначения на должность. Однако  в 2016 году  государственные органы направили 41 человек со дня назначения на должность  которых прошел год и 22 человека – больше года.

Из всего количества отобранных анкет–заявок кандидатов на обучение прибывают на обучение меньше запланированного количества, что приводит к невыполнению плана обучения.

 

Наименование госоргана План-потребность Факт
1. Айтекебийский район 25 22
2. Темирский район 18 14
3. Иргизский район 15 7
4. Хромтауский район 32 21

 

Основные качественные показатели слушателей,  прошедших курсы переподготовки:

 

в  2015 году: (план -321; факт — 342 чел) В 2016 году: (план – 295; факт – 283 чел )
–        Акимы сельских округов -8 чел;

–      Заместители акимов городского и сельскогоокругов – 2 чел;

–      Заместители руководителей управлений – 2 чел;

–        Руководители отделов, зав секторами – 41 чел;

–        Зам руководителей отделов – 8 чел;

–        Главные специалисты – 198 чел;

–      Ведущие специалисты – 83 чел

–        Акимы сельских округов -20 чел;

–        Руководители отделов, зав секторами – 58 чел;

–        Зам руководителей отделов – 2 чел;

–        Главные специалисты – 109 чел;

–        Ведущие специалисты – 94 чел

 

Количество госслужащих с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов 71 человек.

С целью проверки усвоения знаний слушателями проводился контроль знаний в форме входного и выходного контроля.

По результатам сравнительного анализа баллов входного и выходного контроля, среднее значение прироста знаний у государственных служащих, впервые поступивших на государственную службу, в 2016 году составил  25% (входное -57%; выходное -82%).

Выполнение самостоятельной работы является одним из важных методов обучения, способствующим развитию у слушателей умения проводить исследовательскую, аналитическую работу, совершенствованию навыка публичного выступления и умению выделить и изложить основные проблемные вопросы во время ее презентации.

Самостоятельные работы прослушиваются экзаменационной комиссией, каждая работа оценивается по нижеследующим критериям:

–    содержательность и практическая значимость;

–    умение презентовать и публично выступать;

– соответствие оформления самостоятельных работ Требованиям, предъявляемым к выполнению проектных работ.

Процесс выполнения самостоятельной работы, ее доработка и презентация серьезно настраивают слушателей на творческие поиски, происходит взаимообмен практической информацией между слушателями и преподавателями. Во время защиты работы слушатели высказывают новые практические идеи, делают свои самостоятельные выводы и предложения. 2.Повышение квалификации административных государственных служащих корпуса  «Б»

План–график семинаров повышения квалификации на 2016 год разрабатывался с учетом задач, поставленных Главой государства и потребностей государственных органов, утвержден  директором, согласован с депратаментом АДГСиПК РК и  аппаратом акима области.

В План включены наиболее актуальные темы по государственному управлению, экономике, политике, праву, информационным технологиям и др. Особое внимание уделено пропаганде и разъяснению Посланий Президента народу Казахстана, вопросам внутриполитической стабильности, реализации индустриально-инновационной политики, оценке эффективности деятельности государственных органов и др.

Разнарядка по контингенту слушателей с целью формирования Плана–графика повышения квалификации была составлена с учетом потребностей государственных органов в повышении квалификации своих сотрудников на 2016 год.

Всего за 2016 учебный год был проведен 21 семинар повышения квалификации.

В 2016 учебном году на семинарах повышения квалификации при внутреннем плане 488 человек было обучено 481 государственный служащий.

При этом, стоит отметить, что растет количество госслужащих с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов.

Так, если  в 2015 году с территориальных подразделений центральных исполнительных госорганов прошли повышение квалификаци — 242 госслужащих , то  по итогам 2016 года  — 399.

В числе слушателей – 116 человек из областных государственных органов, 37 – из местных исполнительных органов г.Актобе, 328 – из исполнительных органов районного уровня.

В целях оценки качества обучения и уровня организации семинаров повышения квалификации проводится опрос слушателей в конце семинара. Обобщенный результат анкет  слушателей показал, что семинары проводятся на достаточно высоком теоретическом и организационном уровне;  достаточно высокий уровень подготовленности и владения педагогическим мастерством значительной части штатного и привлеченного лекторского состава.

Сравнительный анализ результатов опроса за 2015 и 2016 гг

2015 г 2016 г
степень раскрытия содержания семинара  оценили

«Очень хорошо»–  79,8%;

«хорошо»-17,6%

«удовл» -2,4%

«не уд»-0

степень раскрытия содержания семинара  оценили

«Очень хорошо»–  81,2%;

«хорошо»-17,8%

«удовл» -0,9%

«не уд»-0

степень повышения профессиональных компетенций

«Очень хорошо»–  76,6%;

«хорошо»- 21%

«удовл» — 2,2%

«не уд»-0

 

степень повышения профессиональных компетенций –

«Очень хорошо»–  75,9%;

«хорошо»- 22%

«удовл» — 1,9%

«не уд»-0

 

качественный состав преподавателей –

«Очень хорошо»–  78,2%;

«хорошо»- 20%

«удовл» — 1,3%

«не уд»-0

 

качественный состав преподавателей –

«Очень хорошо»–  81%;

«хорошо»- 17,3%

«удовл» — 1,6%

«не уд»-0

 

Соотношение теории и практики по прослушанным темам семинара респонденты оценили следующим образом:

2015 2016
81,4% – оптимальное; 82% – оптимальное;
2,4% – много практики; 3,5% – много  практики;
16% – много  теории 14,4% – много  теории

Уровень организации семинара (по 5–ти балльной шкале) 98,3% (98,1%-2015 г)  слушателей оценили на «хорошо» и «отлично».

В каждой из предложенных анкет у слушателей была возможность высказать свои замечания и предложения. Для улучшения учебного процесса слушатели рекомендуют проводить больше занятий практического уклона, с разбором практических ситуаций, в форме дискуссий и «круглых столов».

На предложение указать темы, которые слушателям семинаров необходимо изучить для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей, большинство респондентов акцентируют внимание на темах «Самоменеджмент», «Государственные закупки», «Противодействие коррупции», «Планирование работы госорганов», «Деловое общение».

Проблемы и пути решения

1.В процессе формирования контингента слушателей из государственных органов поступает большое количество анкет–заявок,  не соответствующих требованиям отбора, что приводит к невыполнению плана обучения.

  1. При обучении государственных служащих проблемным остается вопрос посещаемости занятий, особенно государственными служащими областных государственных органов. Непосредственные руководители во время учебы продолжают неофициально отзывать государственных служащих на работу, более того поручают новые задания, поэтому государственные служащие вынуждены «разрываться» между учебой и работой, что в конечном счете серьезно влияет на усвоение материала
  2. Проблема отсутствия аудиторий для проведения практических занятий и тренингов. Приспособленные для проведения лекций аудитории снижают эффективность работы тренеров.

Несмотря на то, что в целом слушатели высоко оценили проведенные семинары и курсы по всем критериям, необходимо:

  • совершенствовать качество преподавания с учетом практической деятельности государственных служащих;
  • в содержании программ включать темы, содействующие повышению профессиональных компетенций государственных служащих;
  • увеличить проведение интерактивных форм и методов обучения, с целью активного вовлечения слушателей в учебный процесс и использования их практического опыта.

 

3.Учебно–методическая работа

В целях выработки учебно-методических рекомендаций и предложений по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих   создан учебно-методический совет, в состав которого вошли представители департамента  госслужбы и противодействию коррупции, аппарата акима области, ученые и работники центра.

За заседаниях совета обсуждены и утверждены план – графики повышения квалификации и переподготовки госслужащих на 2017 год, темы самостоятельных работ слушателей курсов переподготовки.

В целях обсуждения современных требований к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и проблем, на которых необходимо акцентировать внимание, а также выработка рекомендаций по совершенствованию работы по обучению государственных служащих проведен круглый стол с профессорско-преподавательским составом центра. В ходе круглого стола были обсуждены вопросы улучшения работы лекторов, повышения качества преподавания, совершенствования системы образования госслужащих. По итогам мероприятия выработаны рекомендации по улучшению работы по обучению государственных служащих.

В течение года были организованы гостевые занятия  ППС Академии и экспертов центральных государственных органов.  

В марте 2016 года центр  посетил Председатель Управляющего комитета регионального хаба в сфере государственной службы  Байменов А. М.

С темой «Электронное правительство в РК» принимала участие на семинарах Кудайкулова Х.Ш   — руководитель сектора дистанционного обучения и взаимодействия с региональными центрами обучения госслужащих, доцент АГУ при Президенте РК.

В рамках семинара на тему «Конфессиональная политика государства. Приоритеты в религиозной сфере» с лекцией  «Основные принципы реализации государственной политики в сфере религии» выступил главный редактор портала «Е-islam.kz», религиовед, кандидат философских наук Жалгас Садуахасович Сандибаев.

Центром проведен анализ отслеживания карьерного роста слушателей с кадровыми службами местных государственных органов.  Опрошены слушатели 2-х семинаров повышения квалификации и 2-х курсов переподготовки.

Результаты данных опросов показали, что из 124 прошедших обучение              в центре 10 человек  уволились в течение года после обучения, из них: 7 чел — по собственному желанию,  1 —  по отрицательным мотивам, 1 — по сокращению и 1 — служба в армии. Только 6 человек получили повышение по должности, что составляет 4,8% из числа опрошенных. Резульаты опроса указывают на проблему «текучести» кадров в государственных органах.

Организовано  обучение ППС РЦО на семинарах повышения квалификации, проводимых в Академии.

В 2016 году  трое работников центра прошли курсы повышения квалификации в Академии.Четыре лектора прошли дистанционное обучение.

По приглашению департамента по защите прав потребителей лекторы центра провели тренинг по проведению презентаций для работников  данной отрасли.

Значительно повысился уровень преподавательского состава. На 2016-2017 учебный год профессорско-преподавательский состав РЦО составляет 30 человек.

Среди них доктор исторических наук Бекназаров Р.А, лекции которого по патриотизму и толерантности в обществе пользуются неизменным успехом у слушателей всех категорий. Кандидат наук Кусаметова Г.К.,, магистры Урбисинова Н.Е., Сейткалиева Н.Т.

Большой интерес вызывают у слушателей занятия в форме  развивающего тренинга, которые проводят наши штатные лектора Сейлханова Ж.С., Курманова Ж.С.

Активная форма работы позволяет овладеть разнообразными технологиями принятия управленческих решений, навыками управления персоналом.

В числе наших лекторов руководители и ответработники госорганов: Токушев К.А — руководитель департамента, Бисекешова Г.К., Бибитова М.М. – руководители управлений департамента  Агентства по делам госслужбы, члены областной ревизионной комиссии – Урынбаев С.Ш., Жусупов К.С., работники аппарата акима области –Алдашев Ж.Е., Омарова Р.М., Казыбекова Ж.Ж., руководитель отдела управления юстиции Убишев Т.Ж.. и др.

Занятия  проводятся с применением инновационных методов обучения. Это психологические тренинги, дискуссии, онлайн-конференции, круглые столы, решение ситуационных задач, защита проектов по направлению деятельности.

Все семинары имеют практическую направленность. Слушатели обеспечиваются раздаточными материалами как в электронном, так и в бумажных вариантах.

В течение учебного года проводился мониторинг проводимых семинаров и курсов переподготовки, были даны методические рекомендации по вопросам совершенствования их организации и проведения. Еженедельно обсуждался ход подготовки к очередным семинарам повышения квалификации и курсам переподготовки  государственных служащих.

По итогам года лучшие работники и преподаватели  РЦО  получили благодарственные письма Академии государственного управления, аппарата акима области, департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также руководства центра.

Работа с сайтом центра

Выполняются работы по наполнению контентом сайта центра следующей информацией:

  1. Пресс-релизы семинаров повышения квалификации и курсов переподготовки государственных служащих государственных служащих на двух языках.
  2. Обновляется фотогалерея.
  3. По необходимости обновляются типовые договора, план-графики
  4. Проводились работы по размещению на сайте центра актуальных информации в категорию «новости» и наполнению контента сайта.

Проблемы и пути решения

 Проведенный анализ учебно-методической работы  показывает, что для совершенствования работы центра по обучению государственных служащих необходимо:

— проводить постоянный мониторинг образовательного процесса, усилить практическую направленность занятий, продолжить практику  использования кейс-стадий, эссе,вебинаров. Акцентировать  внимание на развитие компетенций госслужащих и повышение мотивации государственных служащих к профессиональному развитию и карьерному росту через систему обучения;

-ввести в практику рассмотрение итогов мониторинга образовательного процесса и мониторинга входных — выходных тестирований госслужащих на заседаниях учебно-методического совета;

— провести работу по вовлечению в образовательный процесс ученых  вузов и лучших экспертов –практиков;

— продолжить практику проведения анализа отслеживания карьерного роста слушателей с кадровыми службами местных государственных органов;

— провести презентацию на тему «Текущее состояние сайта и пути его совершенствования», а также обновленной версии сайта, с учетом изменений его дизайна и структуры;

— рассмотреть возможность внедрения дистанционного обучения в учебный процесс Регионального центра.